Журнал АнтуражСобытияКоварство и любовь: драматичные судьбы великих русских балерин

Коварство и любовь: драматичные судьбы великих русских балерин

Искусство
 Россия, балет, большой театр, людмила семеняка, ольга лепешинская, анна павлова, майя плисецкая, галина уланова, РИА Новости

Картина З.Е.Серебряковой Девочки сильфиды (Балет Шопениана)


МОСКВА, 29 апреля — РИА Новости, Анна Михайлова. Международный день танца отмечают 29 апреля по всему миру, но эталоном классического танца по-прежнему остается русский балет. Благодаря волонтерскому проекту по оцифровке архивов театра "Открой историю Большого", запущенному в октябре 2016 года, у поклонников этого искусства появилась возможность увидеть уникальные архивные кадры с выступлений лучших танцовщиков страны. Истории пяти балерин, перевернувших современный танец, — в фотографиях Большого.

Анна Павлова

Анна Павлова

Миниатюрная, хрупкая, бесстрашная — великая прима-балерина Мариинского театра Анна Павлова вошла в историю танца как первооткрывательница и реформатор. Будущая мировая звезда родилась в Санкт-Петербурге в 1881 году. Стать балериной Анна решила в восемь лет, когда впервые попала на "Спящую красавицу". В 10 лет девочку взяли в Императорское театральное училище, откуда она была принята в труппу Мариинки.

Юной танцовщице сразу стали давать ответственные партии, уже в 1906 году она стала ведущей балериной театра. Огромное влияние на ее карьеру оказало сотрудничество с Михаилом Фокиным.

Балетмейстер учился на курс старше Павловой, и в одной из своих первых постановок "Виноградная лоза" сам танцевал па-де-де с Анной. Впоследствии он начал ставить номера специально для нее. В балете "Эвника" это был "Танец семи покрывал", в "Египетских ночах" — "Танец со змеей", который Павлова исполнила, держа в руках живое пресмыкающееся.

Новый век требовал от русского балета обновления. Реформаторский настрой Фокина как нельзя лучше подходил смелому характеру Павловой. Она с готовностью откликнулась на его призыв отказаться от готовых движений и комбинаций и импровизировать на сцене. Вершиной их совместного творчества стала миниатюра "Умирающий лебедь". Постановка произвела фурор и на долгие годы стала символом русского балета. Повторить великолепный танец Павловой пытались лучшие танцовщицы мира, но удалось это лишь другой великой соотечественнице — Майе Плисецкой.

Галина Уланова

Галина Уланова. 1958. Красный цветок

Обладательница премии Анны Павловой и огромного числа международных наград — прима Мариинки и Большого Галина Уланова родилась в балетной семье, но мечтала о море, любила ходить в матроске, плавать и ходить с отцом на рыбалку. Тем не менее девочку отдали в хореографическое училище, где ее педагогом сначала была собственная мать Мария Романова, а затем основоположница русской балетной школы Агриппина Ваганова.

В 19 лет Уланова она уже танцевала Одетту-Одиллию в "Лебедином озере". С 1930 года Галину поставили в пару с выдающимся танцовщиком Константином Сергеевым. Почти десять лет их дуэт, со временем переросший в глубокое чувство, был образцом, на который равнялись балетные артисты обеих столиц, но распался с переходом Улановой в Большой театр. Вершиной сольного творчества Улановой считается партия Жизели. По воспоминаниям современников, сцена сумасшествия в исполнении Улановой заставляла плакать даже мужчин.

Миру трагедийный талант Улановой раскрылся на лондонских гастролях Большого театра в 1956 году. Британская столица рукоплескала ее Жизели и Джульетте, западные критики называли Уланову величайшей танцовщицей со времен Павловой.

Балет был ее жизнью. Несмотря на три брака, Уланова не имела детей и отдавала всю себя ученикам. До конца жизни балерина начинала утро с занятий и даже в преклонном возрасте весила 49 килограммов.

Ольга Лепешинская

Балерина Ольга Лепешинская

"Попрыгунья-стрекоза", самая титулованная балерина Советского Союза, любимица публики и Сталина. Ольга Лепешинская родилась в семье инженеров, и родители надеялись, что девочка пойдет по их стопам, но страсть к танцу оказалась сильнее дочернего долга. Ольга поступила в балетную школу при Большом театре и с 18 лет стала его звездой.

Критики сразу отметили филигранную технику молодой танцовщицы и ее живой темперамент. Дарование Лепешинской позволяло ей с легкостью браться как за классические партии — Китри в "Дон Кихоте", Авроры в "Спящей красавице" — так и за современную хореографию — Жанна в "Пламени Парижа", Тао Хоа в "Красном маке".

В 20 лет Лепешинская получила свой первый орден, к моменту завершения карьеры их было почти два десятка. Больше всего балерина, не страдавшая "звездной болезнью" и всегда очень критично относившаяся к себе, ценила награды за выступления перед солдатами на фронте во время Великой Отечественной войны. Ее самыми яркими послевоенными партиями были Ассоль в "Алых парусах" и "Золушка".

К сожалению, личная жизнь танцовщицы была не так безоблачна, как у ее сценических героинь. Детей у нее также не было, а по-настоящему счастливым оказался только третий брак балерины — с генералом Алексеем Антоновым. В 1962 супруг скоропостижно скончался, и Лепешинская от горя почти лишилась зрения. Она завершила карьеру и до конца жизни занималась преподаванием, в основном за границей.

Майя Плисецкая

Майя Плисецкая на репетиции Кармен

Огненная Кармен, представительница самой известной балетной династии XX века — Мессерер-Плисецких, супруга композитора Родиона Щедрина. На долю Майи Плисецкой выпали тяжелые испытания. Отец балерины был расстрелян в 1937 году, мама с грудным братом попала в лагерь для жен "изменников родины". От детского дома 12-летнюю девочку спасла тетя — балерина Большого театра Суламифь Мессерер. Среднего брата Плисецкой взял на воспитание дядя — танцовщик и балетмейстер Асаф Мессерер.

В разгар войны Майя окончила хореографическое училище и была принята в труппу Большого театра. Драматический опыт Плисецкой нашел отражение в трагических образах на сцене. Она отличалась невероятным артистизмом, изяществом и выразительной пластикой, а легкий шаг, абсолютная музыкальность и неповторимый прыжок "кольцо" сделали ее иконой балетного мира.

После ухода Галины Улановой Плисецкая стала примой Большого и танцевала одну великую женскую партию за другой: "Лебединое озеро", "Каменный цветок", "Гибель Розы", "Раймонда", "Ромео и Джульетта", "Айседора", "Леда", "Безумная из Шайо" и, конечно, неподражаемая "Кармен-сюита". Плисецкая не боялась экспериментов и сама выступала в роли балетмейстера. Под руководством Плисецкой на сцене Большого были поставлены балеты ее мужа "Анна Каренина", "Чайка", "Дама с собачкой". Даже после увольнения из театра в возрасте 65 лет она продолжила танцевать, и в день 70-летия дебютировала в постановке Мориса Бежара "Аве Майя".

Людмила Семеняка

Семеняка

Ученица Вагановского училища, неподражаемая Людмила Семеняка дебютировала в "Щелкунчике" на сцене Мариинского театра в 12 лет. Вскоре талантливую девушку заметили. Балетмейстер пригласил Семеняку в Большой театр, где ее наставницей стала Галина Уланова. Примечательно, что юная балерина попала в класс к дяде Майи Плисецкой — Асафу Мессереру, а в 1976 году получила премию имени Анны Павловой от Парижской академии танца.

Стиль Семеняки называли балетным бельканто, так легко и технично она исполняла самые сложные хореографические пассажи. Эта природная естественность вкупе с безупречным телосложением и фирменным петербургским академизмом делали Семеняку очевидной примой.

За 27 лет службы в Большом она исполнила весь классический репертуар: "Лебединое озеро", "Жизель", "Ромео и Джульетта", "Золотой век", "Баядерка", "Макбет", "Спящая красавица". А среди ее партнеров были Михаил Барышников, Марис Лиепа, Александр Годунов, Владимир Васильев и другие звезды балета. Семеняка завершила танцевальную карьеру в 1997 году, но продолжила работать в Большом в качестве педагога-репетитора. На ее счету также несколько самостоятельных балетных постановок и роли в драматических спектаклях "Школы современной пьесы".

ria.ru/culture/20170429/1493349236.html
29.04.2017, 09:00




Дата: 29.04.2017 (Прочтено: 1408)
Copyright © Журнал Антураж   Все права защищены.


Напечатать статьюНапечатать статью
Отправить статьюОтправить статью

Комментарии к статье

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Пожалуйста авторизируйтесь или зарегистрируйтесь.
(Для регистрации надо иметь E-mail и подтвердить регистрацию)



При цитировании материалов ссылка, гиперссылка для Интернет, обязательна.

[ 21.11.2017 11:03:49 ]