Журнал АнтуражСобытияВ Москве в «Доме кино» открылась выставка живописи Игоря Виханского

В Москве в «Доме кино» открылась выставка живописи Игоря Виханского

Выставка
 Москва, Дом кино, выставка, живопись, художник, Виханские, династия, Игорь Виханский, произведения

В Москве в «Доме кино» открылась выставка живописи замечательного художника Игоря Самуиловича Виханского, продолжателя династии советских художников Виханских.


Основатель династии – Самуил Виханский родился в 1902г. в Псковской губернии. В 1920-1922 годах учился в Витебских свободных художественных мастерских у замечательного живописца и педагога Ю.М.Пэна. Затем продолжил обучение в Петроградском Обществе поощрения художеств в мастерской проф. А.Р.Эберлинга, занимался в студии академика И.И.Бродского, участвовал в выставках Общества художников-индивидуалистов. Первые работы С.Виханского привлекли внимание зрителей. Картины «Крестьянка» и «Комсомолка» стали настоящей удачей художника и явились реалистическим свидетельством жизни России конца 1920-х годов.

К сожалению, судьба не пощадила большинство работ художника, оставшихся в осажденном Ленинграде. В мастерскую попал снаряд гитлеровской армии, и основная часть творческого наследия Самуила Виханского погибла.

Творческую династию Самуила Виханского продолжили его сыновья – Алим, Виктор и Игорь. Они окончили Московский художественный институт имени В.И.Сурикова, стали профессиональными художниками. Всем им было присвоено почетное звание «Заслуженный художник РФ».

Выставка живописи. И.С.Виханский, Дом кино. 16.12.2016 – YouTube – Дата загрузки: 17 дек. 2016 г.

Игорь Виханский – заслуженный художник Российской Федерации, представитель русской школы живописи и ее направления, которое получило название «суровый реализм» или «суровый стиль», то есть стиль, лишенный всяких иллюзий, стиль бескомпромиссной и беспощадной правды о человеке, истории и природе.

Труд – главная тема этого направления. По отношению к внешнему миру это «покорение природы» и главные герои этого покорения – строители, геологи, нефтяники, герои тайги, гор и морей, плотин и буровых вышек. Чаще всего в основе сюжета лежит героическое противостояние человека и «дикой природы», которую он побеждает.

Игорь Виханский родился и декабря 1941 года в Перми в семьи художника С Н Виханского и К н Лупандимой Образование получил в Московском областном училище Памяти 1905 года, затем в Московском государственном художественном институте имени В.И.Сурикова, где учился у Б.В.Иогансона, в мастерской В.Н.Гаврилова. Г.Г.Королева, А.М.Соловьева, М.В.Алпатова.

После окончания института художник много ездил по стране на всесоюзные ударные стройки Севера. Сибири, Башкирии. Были написаны первые работы, воспевающие обретение человеком новой судьбы в труде, закалку его характера. Тема единения людей в труде выделяется своей гражданственной творческой активностью Художник одновременно сочетает мужественное, суровое восприятие действительности с лирическим индивидуально психологическим характером повествования. Истинную значимость и монументальность обычных будней грандиозного строительства автор выделяет художественными средствами – острыми, резкими пересекающимися ритмами. контрастами силуэтов, сдержанным колоритом. К циклу этих работ относятся «Эжва строится» (1969). «Изолировщицы. Башкирия» (1972). «Строитель» (1979).

В творчестве Игоря Виханского также присутствует цикл работ, воспевающих нового человека – человека будущего. Он покоряет природу, не титаническим усилием воли, а знанием. Его герои – люди цивилизации, физики, ученые, инженеры Картины «В А.Сидоров. А М.Будкер, Ю.Б.Румер» (1979). портрет А.М.Будкера (1977) относятся к этому циклу.

На групповом портрете перед нами предстают выдающиеся ученые: создатель Института ядерной физики РАН академик А.М.Будкер, член-корреспондент РАН, лауреат Ленинской премии В.А.Сидоров, выдающийся физик-теоретик Ю.Б.Румер – родоначальник лазерных исследований, который работал с Н.Бором и А.Эиштейном, а затем отбывал заключение в лагере вместе с А.Н.Туполевым и С.П.Королёвым. Художнику удалось найти умелое пространственное решение «профильное взаимодействие фигур». Это дает возможность зрителю стать живым участником научной дискуссии ученых, которое будто бы предвещает новое важное открытие в области физики. Продолжением этой темы является работа последних лет «в лаборатории лазерной физики» (2009).

Тема покорения космоса является одной из главных тем в творчестве Игоря Виханского. Он первым в те годы стал создавать монументальные произведения. посвященные этим событиям. Среди них групповой портрет космонавтов. совершивших легендарней полет по программе «Союз-Апполон» в июле 1975 года. Это был первый в истории человечества совместный космический полет представителей разных стран. Он был запланирован в рамках соглашения о сотрудничестве СССР и США в области изучения природной среды, исследования Луны и планет, космической биологии и медицины.

В своем творчестве художник неоднократно обращался к теме спорта. Одна из самых известных работ этой серии – картина «Лучники» (1972). По композиционному построению и цветовому решению эта работа очень близка к живописной манере А.Дейнеки. Обласканные светом и солнцем гибкие фигуры лучников излучают веру в жизнь, чистоту и стремление к победе. Позднее был написан «Портрет чемпиона СССР по боксу И. Высоцкого» (1980) и другие работы.

Духовное богатство художника, его талант и мастерство, стремление видеть новое, любовь к своему народу, Родине придают непреходящую ценность произведениям Игоря Виханского. Ясность решения, простота и выразительность – приметы новой красоты, отраженной живописцем, который принадлежит своему времени – залог создания шедевра. Полотна художника удивляют прежде всего глубиной его постижения бытия и сокровенных вопросов жизни Выдающийся советский художник Александр Дейнека сказал: «великие картины всегда застенчивы». Какой глубокий смысл в этих словах!

Хотя картины Игоря Виханского понятны сразу, в них надо вжиться. Постигая творения художника, Вы сопереживаете происходящему, словно вдыхаете аромат эпохи, самой жизни, изображенной на полотне.

Судьба русской земли всегда волновала художника, поэтому его пейзаж обретает особый драматизм и многозначность. Пейзажи русских деревень и сел, образы их обитателей, немногих хранителей безвозвратно ушедшего – это повод для размышления художника о прошлом, настоящем и будущем своего народа, его жизненного уклада, обычаев и традиций. К ним относятся такие пейзажи, как «Байкал» (1991). «Осень в Малах» (2003).

Произведения, созданные во время поездок по русскому Северу особенно дороги мастеру. В конце 8о-х годов Виханский создает много пейзажей окрестностей Изборска и Пскова, Каргополя и Углича. В этом цикле следующие работы: «Ошевенская деревня» (1989), «Церковь. Каргополь» (1989).

Многолетняя дружба, творческое общение и глубокие человеческие чувства связывали двух художников И.П.Обросова и И.С.Виханского. Именно поэтому художник написал серию портретов, посвященных свою другу и наставнику Игорю Обросову. Это «Портрет народного художника России И.П.Обросова» (2008), «Народный художник России И.П.Обросов перед картиной «Памяти В.Е.Попкова» (2009), «И.П.Обросов. Воспоминания о фиордах. Норвегия» (2010).

На протяжении творческого пути И.Виханского всегда привлекал портрет В этом ряду особое место занимает произведение «Памяти деда Николая Федоровича» (1996). Это тройной потрет, в котором проявляется состояние души живописца, его отношение к прошлому, к своим корням, к истории народного духа. Ничто не пропадает и не исчезает бесследно, все передается из поколения в поколение. К числу портретов раннего периода относятся «Потрет Кунико Хакамада» (1980), «Девушка с сигаретой» (1980), «Портрет студентки Михоко» (1968). «Портрет жены» (1983), «Портрет изборского художника Мельникова» 0974). а также несколько интересных и разнообразных автопортретов, широко отражающих грани личности самого автора. В 2000-е годы художник снова вернулся к портретам уже на другом этапе развития своего творчества, глубиной и правдой выделяются портреты народных художников И.П.Обросова, Н.Б.Никогосяна, изысканностью цветового решения отличается последний «Портрет жены Утро в Рогашка-Слатина» (2014)

Необычно воспринимается картина художника «Танцующие сестры Цой» (1981) С особой любовью художник изображает свою жену и двух ее сестер Работа «Последний луч» (2016) посвящена памяти мамы и братьев Алима и Виктора.

В своем зрелом возрасте И.Виханский предстает и как мастер акварели. Эта техника позволяет ему передать мимолетное впечатление состояния природы и в разное время дня, и в разное время года. В этих произведениях раскрывается лирика дарования, тонкое чувство цвета. К ним относятся произведения: «Солнечный день в саду» (1989). «Зеленая рапсодия» (1992). «Осень в саду. Эагорянка» (2008). «Яблоневый сад» (2011). «Гладиолусы» (2015). «Черная рябина цветет» (2016).

В начале 2000-х годов Виханский И.С. увлекся японской тушевой живописью суми-э. Лаконичность и выразительность черно-белой палитры стала близка художнику. С 20Ю года он становится ведущим преподавателем школы суми-э при Бизнес-центре «Японский Дом». Ежегодно с 2011 года участвовал в международных выставках суми-э в Токио, где неоднократно получал диплом лауреата.

Игорь Виханский награжден Дипломом II степени Министерства Культуры СССР и Союза Художников СССР(1975). премией ЦК ВЛКСМ за работу «Союз-Апполон» (1976). Дипломом Ю.А.Гагарина (1989), удостоен почетного звания «Заслуженный художник РФ» (2001), награжден знаком отличия «За заслуги перед Московской областью» (2004). Дипломом лауреата Пятого Конкурса имени Виктора Попкова. Почетной грамотой Правления В ТОО «Союз художников России» за «Создание высокохудожественных произведений искусства» (2009). «Серебряной медалью Российской Академии Художеств (2009), Дипломом ВТОО «СХР» (2010), медалью РАХ «Достойному» (2011), золотой медалью ВТОО «СХР» «Духовиость Традиции Мастерство» (2012), крестом российского казачества «За веру и службу России» (2012). В настоящее время является заместителем председателя правления МООСХ России и председателем живописной секции МООСХ России, а также членом комиссии по храмовому искусству СХ России.

Журнал Антураж. Выпуск 2012г. 31-32 Династия художников Виханских




Дата: 17.12.2016 (Прочтено: 1101)
Copyright © Журнал Антураж   Все права защищены.


Напечатать статьюНапечатать статью
Отправить статьюОтправить статью

Комментарии к статье

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Пожалуйста авторизируйтесь или зарегистрируйтесь.
(Для регистрации надо иметь E-mail и подтвердить регистрацию)



При цитировании материалов ссылка, гиперссылка для Интернет, обязательна.

[ 24.05.2017 20:39:06 ]